Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
- инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или
- нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
План мероприятий по развитию функциональной грамотности обучающихся средней школы №51
План (дорожная карта) мероприятий по формированию (развитию) функциональной грамотности обучающихся в 2024 году в общеобразовательных организациях г. Ярославля (утверждено приказом ДО мэрии г. Ярославля от 12.12.2023 №01-05/1208) (скачать)
Мероприятия по функциональной грамотности
19 марта 2024 года в средней школе №51 был проведен тематический педсовет «Формирование функциональной грамотности обучающихся на основе работы с метапредметными понятиями».
Конкурсные материалы -городской конкурс профессионального мастерства по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся «Перекрёсток», 2024 г.. Материалы ко 2-му этапу конкурса «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: ТДМ-РСО-ФГ»
1. СШ № 51 печа – куча конкурс.pptx (43.3 Мб) https://cloud.mail.ru/stock/huPS89pWFqinXGxyhjqJwFD9
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
- Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/ - Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/ - Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/matematicheskaya- gramotnost/ - Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/estestvennonauchnaya- gramotnost/ - Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/globalnye- kompetentsii/ - Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/finansovaya- gramotnost/ - Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-
zadaniy/kreativnoe- myshlenie/ - Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-
задач- pisa - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-
bank- zadaniy- dlya- otsenki- yestestvennonauchnoy- gramotnosti - Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-
задач- .pisa - Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-
imc.ru/wp- .content/uploads/2020/02/10120.pdf